Шарль-Валантен Алькан — подборка лучшего из лучшего

АЛЬКАН, ШАРЛЬ-ВАЛАНТЕН (МОРАНЖ) — французский композитор, один из ярчайших представителей эпохи романтизма, ближайший друг Ф. Листа и Ф. Шопена. В отличие от «салонных» французских композиторов, Алькан писал нечеловечески сложную музыку. Сам Лист на публике побаивался её исполнять (особенно в присутствии самого Алькана!), что послужило поводом для слухов, что музыку Алькана невозможно исполнить человеческими руками. Кроме того, Алькан потерпел крупную неудачу на служебном поприще и уступил почётное место в музыкальной академии Мармонтелю, что привело его в отчаянье; когда же умер Ф. Шопен, то Алькан, убитый горем, уходит в отшельники и перестаёт выходить из дома. Биограф Шопена Никс имел следующий диалог с консьержем в доме Алькана:

— Господин Алькан дома?
(решительно) Нет.
— А... Когда его можно застать у себя дома?
(так же решительно) Никогда.

Мизантропия и женоненавистничество, в которых Шарль-Валантен признавался в одном их писем Ф. Хиллеру, стали роковыми: музыку Алькана забыли почти на 100 лет, пока её не вспомнили М. Биннс (1950-е), Р. Левенталь (1960-е), Р. Смит (1970-е), Б. Рингайсен (1980-е), М.-А. Амлен (1990-е), Л. Мартин (2000-е), а распространение творчества этого композитора на видеохостинге YouTube благотворно поспособствовало популяризации этюдов, прелюдий, сонат, скерцо, эскизов и прочих пьес Алькана среди молодёжи (на конкурсе имени Шопена в 2010 году впервые зазвучал Алькан: К. Исака исполнил концерт для соло фортепиано оп. 39 8–10).

Алькан, уйдя от светской суеты из-за своей гиперчувствительной натуры, создаёт одни из сложнейших в плане музыкальности произведений, но чувствует, что сам является гением; Алькану из-за этого не чуждо и лёгкое подсмеивание над массой исполнителей. Так, создав грандиозный концерт для соло фортепиано (50 минут!), он с лёгкостью называет три его части (включая получасовую первую) просто этюдами и включает их в сборник этюдов. Та же участь постигает и титаническую симфонию, которая насквозь пронзена отчаянием. В этом можно увидеть и иной смысл: в музыкальных кругах не принято исполнять концерт или симфонию отдельными частями. Раздробив их на часть сборника этюдов, господин Алькан снисходительно дал пианистам право исполнять их по отдельности без стыда и без боязни.

К сожалению, Алькан никогда не станет мейнстримовым композитором, как Брамс или Рахманинов; его натура всегда будет окружена тайной, которую он унёс с собой в могилу в результате трагической смерти от упавшей на него мебели, на которой он хранил Талмуд. Хочется верить, что Алькан когда-либо завоюет любовь всех знатоков музыки.

Зачем держать на жёстком диске свыше гигабайта избранных произведений Алькана, когда со временем в интернет подгружают всё более качественные записи, а удалённые появляются вновь?

Charles-Valentin Alkan

Итак, Шарль-Валантен Алькан (Charles-Valentin Alkan). Один из трёх величайших представителей среднего романтизма (наряду с Шопеном и Листом). Ходячая энциклопедия среднего романтизма, так сказать. Нельзя не полюбить Алькана. Чтобы полюбить его, достаточно всего лишь прослушать следующие произведения (самое избранное; все ссылки открываются в новом окне).

Список 1: самое избранное, лучшее из лучших Алькана

http://www.youtube.com/watch?v=t6OQpkOUijE — 12 минорных этюдов, оп. 39 №12: «Пир Эзопа»
http://www.youtube.com/watch?v=n97AMizsHrs — то же самое, другое исполнение, ещё более безумное.
Это визитная карточка: Бетховен — «К Элизе», Моцарт — «Турецкий марш», Шопен — вальс, Метнер — «Сказки», Скрябин — «Патетический этюд», а Алькан — «Пир Эзопа».
Далее — с самого известного:
http://www.youtube.com/watch?v=anM5TKIvUZA — Три великих этюда, оп. 76 №3: «Вечное движение, или воссоединение рук»
http://www.youtube.com/watch?v=l8dP0LW0Ps8 — 12 минорных этюдов, оп. 39 №7: «Симфония для фортепиано соло, ч. 4»
http://www.youtube.com/watch?v=XC3tN9ovpUI — это не Алькан. Это Марк-Андре Амлен, «Двойной этюд по мотивам Алькана». Это комбинация двух вышестоящих этюдов, а в одном месте там даже есть отсылка к «Пиру Эзопа».
http://www.youtube.com/watch?v=hNCFOhiUfUs — Соната «Четыре возраста», ч. 1: «20 лет»
http://www.youtube.com/watch?v=T4gaU9YERv0 — Похоронный марш на смерть попугая
http://www.youtube.com/watch?v=_VPYwfTFFbM — 12 минорных этюдов, оп. 39 №1: «Как ветер»
http://www.youtube.com/watch?v=3HOQpwzU-IU — 12 минорных этюдов, оп. 39 №10: «Концерт для фортепиано соло, ч. 3»
http://www.youtube.com/watch?v=Lg-4GcfcC4k — Этюд «Железная дорога», оп. 27
http://www.youtube.com/watch?v=MNleymt9gyI — Огненное скерцо, оп. 34
http://www.youtube.com/watch?v=pUlgsDD3iDw — Сальтарелла, оп. 23
http://www.youtube.com/watch?v=B-xJOLc8nKQ — 12 прелюдий, оп. 31 №8: «Песня безумной девушки на берегу моря»
http://www.youtube.com/watch?v=pkeoDWlohyQ — Концертная соната, оп. 47, ч. 4: «Финал в форме сальтареллы»
http://www.youtube.com/watch?v=t6r6_kRV2L4 — Два марша, оп. 26b: «Триумфальный марш»
http://www.youtube.com/watch?v=wRoWfdKA7Js — 12 минорных этюдов, оп. 39 №3: «Дьявольское скерцо»
http://www.youtube.com/watch?v=s9RthqXGZmU — Соната «Четыре возраста», ч. 2: «30 лет — как будто Фауст»
http://www.youtube.com/watch?v=p-6RbbwQN5A — Три бравурных скерцо, оп. 16 №3
http://www.youtube.com/watch?v=1Bw3yTsxdC8 — 12 минорных этюдов, оп. 39 №2: «В молосском ритме»
http://www.youtube.com/watch?v=fA0XVVNJoFM — 12 мажорных этюдов, оп. 35 №5: «Варварское аллегро»
http://www.youtube.com/watch?v=4PgGAV6y8_A — 12 минорных этюдов, оп. 39 №6: «Симфония для фортепиано соло, ч. 3»
http://www.youtube.com/watch?v=6hCbxKnOH64 — Псалом 137 «На реках вавилонских», оп. 52
http://www.youtube.com/watch?v=xhRk1Z04ulQ — 12 минорных этюдов, оп. 39 №4: «Симфония для фортепиано соло, ч. 1»
http://www.youtube.com/watch?v=oYvdObA5ZNo — 48 эскизов, оп. 63 №28: «Несгибаемость»
http://www.youtube.com/watch?v=lAm-qPN31Wk — Три пьесы, оп. 15 №2: «Смерть»
http://www.youtube.com/watch?v=xpcsksh31ew — Три пьесы, оп. 15 №3: «Ветер»
http://www.youtube.com/watch?v=71h-56OBwd8 — Третий сборник песен, оп. 65 №2: «Домовые»
http://www.youtube.com/watch?v=FBI6rk-CgFg — Три бриллиантовые импровизации, оп. 12 №3
http://www.youtube.com/watch?v=uy8GFclwEP4 — Концертный дуэт, оп. 21 ч. 2: «Ад»
http://www.youtube.com/watch?v=Tc9If7NPCt8 — Токкатина, оп. 75
http://www.youtube.com/watch?v=ep7eUZXyMPg — «Ускоренный шаг» для оркестра

About Andreï Kostyrka

Науколюб, грамматический нацист, антитеист. Пишу стихотворения, сочиняю музыку, верстаю книги, занимаюсь эконометрикой и настраиваю фортепиано.
Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *